• Easy Sign In
    RPX

Tuesday, Jun 25th

Last update:12:54:10 PM GMT

Kyiv 09:54* NY 02:54* Tokyo 15:54  Johannesburg 08:54  London 07:54* Moscow 11:54* Frankfurt / Warsaw 08:54* Shanghai 14:54  Delhi 12:24 

Мировая экономика: женщина на корабле к беде?

e-mail

меркель«К спасательным шлюпкам!» Этот именно тот посыл, который демонстрируют рынки облигаций по поводу состояния мировой экономики. Инвесторы спешат покупать облигации Америки, Германии и сужающегося круга других «безопасных» стран. Когда люди готовы платить правительству Германии за право покупки своих двухлетних бумаг, и готовы отдать средства американскому правительству на десятилетие по номинальной доходности менее чем 1,5%, они либо ожидают годы стагнации и дефляции или же в ужасе от неизбежной катастрофы. Как бы там ни было, с мировой экономикой что-то серьезно не так.



Это «что-то» состоит из прерывистого роста и повышения риска финансового коллапса. Экономика слабеет по всему миру. Спад на периферии еврозоны будет только усугубляться. Три месяца «слабых» цифр по занятости к ряду, предполагают, что восстановление Америки может быть в беде. При этом самые большие развивающиеся рынки, похоже, налетели на мель. ВВП Бразилии растет медленнее, японского. В Индии также большие проблемы. Даже экономика Китая продолжает замедляться. Восстановление мировой экономики, которое дает сбой на таком раннем этапе, может свидетельствовать о полномасштабной стагнации по типу японской.

Но это еще выглядит как благоприятный исход по сравнению с растущей опасностью дробления зоны евро. Европейский Союз – крупнейший экономический регион в мире, в недалеком будущем может подвергнуться серии банковских крахов, дефолтов и депрессий - такой финансовый коллапс, по сравнению с которым хаос развязанный банкротством Lehman Brothers в 2008 году померкнет. Возможность выхода Греции из зоны евро после выборов 17 июня, ухудшение ситуации в банковском секторе Испании и ускоряющийся распад трансграничных потоков капитала в Европе – все это существенно повышает риски негативного исхода. И на этот раз последствия могут быть куда более серьезные. В 2008 году центральные банкиры и политики работали вместе, чтобы предотвратить депрессию. Сегодня политики не могут найти взаимопонимания. И хотя технократы в
центральных  банках по логике вещей могут (и должны) делать больше, у них сейчас куда меньше места для маневра.

Сделано в Афинах, ухудшено в Берлине

Никто не хочет становиться свидетелем этих сценариев катастрофы. В настоящее время дело за европейскими политиками, которые должны уверенно положить этому конец. Если они найдут подходящее решение, это конечно не гарантирует плавного развития мировой экономики, но если они его не найдут, это гарантирует экономическую трагедию. Удивительно, насколько сильно судьба мировой экономики сейчас зависит от канцлера Германии Ангелы Меркель.

С одной стороны может показаться несправедливым, возлагать ответственность на госпожу Меркель. Ведь политики во всем мире показывают свою несостоятельность, начиная от Дели, где реформы застопорились, и, заканчивая Вашингтоном, где паралич власти угрожает смертельной комбинацией повышения налогов и сокращения расходов уже к концу этого года. В Европе, как не перестают указывать немцы, инвесторы довольны разумным правительством Меркель, чьи предшественники проводили болезненную реструктуризацию экономики десять лет назад, проблема заключается в утрате доверия к менее успешным, нереформированным странам.

Однако не спешите сопереживать. Начнем с того, что прошлые заслуги на данный момент ничего не стоят: если евро рухнет, то Германия очень сильно пострадает. Понижение рейтингов некоторых немецких банков на этой неделе можно считать предвестником беды. Несмотря на бесспорные
ошибки Греции, Ирландии, Португалии, Италии, Испании и других стран-должников, ситуацию за последние три года подпортили и ошибки стран-кредиторов. Слишком сильный акцент на жесткую экономию, продвижение «полусырого» плана спасения, отказ очертить четкий путь к финансовой и банковской интеграции, которая необходима для единой валюты, чтобы выжить - все это также является причиной, почему евро на грани катастрофы. А так как именно Германия в значительной степени определяла эти шаги, большая часть вины лежит на Берлине.

Будьте смелыми, пожалуйста

За пределами Германии, уже достигнут консенсус в отношении того, что должна сделать Ангела Меркель, чтобы сохранить единую валюту. Среди мер, которые необходимо принять: перевод фокуса с жесткой экономии на экономический рост; поддержка единой валюты с помощью банковского союза (страхование вкладов, распространяющееся на всю зону евро, банковский надзор и общие усилия по рекапитализации или поддержании проблемных банков); частичное  «объединение» долга для создания совместного безопасного актива, что позволит периферийным экономикам постепенно уменьшить их долговое бремя. Так считают в Вашингтоне, Пекине, Лондоне и в большей части столиц зоны евро. Почему же самый благоразумный политик континента не спешит действовать?

Ее критики ссылаются на робость, и тут он правы. Меркель до сих пор так и не объяснила немецкому народу, что они сталкиваются с выбором между отвратительной идеей (спасение  своих недостойных соседей) и разрушительной реальностью (конец евро). Одна из причин, почему так много немцев выступает против объединения долга – ошибочное представление, что евро может выжить и без этого. При этом г-жа Меркель имеет храбрую двойную стратегию. Она считает, что, во-первых, ее требования соблюдать жесткую экономию и  отказ помогать соседям являются единственными способами проведения реформ в Европе, и, во-вторых, что если гром действительно грянет, Германия сумеет быстро спасти положение.

По первому пункту, безусловно, есть некоторые успехи, в частности, устранение Сильвио Берлускони в Италии и реформы на юге Европы, которые недавно казались невозможными. Но расходы на эту стратегию, быстро растут. Спад, порожденный чрезмерной экономией показывает, что она обречена на провал. По всей Европе бремя долга растет, вместе с усилением политических радикальных течений. Неопределенность, вызванная непродуманным подходом, истощает доверие инвесторов и увеличивает риски еврокатастрофы.

Касательно идеи Германии о том, что все можно спасти в последний момент, например с помощью Европейского центрального банка (ЕЦБ) «затопив» страну ликвидностью, так эта идея выглядит весьма рискованно. Если бы Испания попала в полномасштабный банковский кризис, даже смелости Меркель могло бы не хватить, чтоб его остановить. Если Греция «выпадет», то немецкая общественность, лишь убедиться, что «грешники» получают по заслугам. Но, как говорилось ранее "Grexit" (выход Греции) приведет к хаосу в Греции и распространению «заразы» в Европе. На протяжении всего этого кризиса, г-жа Меркель так и не придумала план достаточно смелый, чтобы подчинить себе рынки, таким же образом, как это сделала TARP (Программа по спасению проблемных активов) в Америке.

В конечном итоге, даже если ее стратегия и принесла некоторые плоды, то ее стоимость была слишком большой, и она уже изжила себя. Теперь Меркель необходимо  изложить четкий план для единой валюты, не позднее, чем 28 июня на европейском саммите, или даже раньше, если выборы в Греции спровоцируют панику. Он должен быть достаточно конкретным, чтобы развеять все сомнения относительно приверженности Германии спасению евро. И должен включать  немедленные шаги по углублению интеграции, как, например, обещание использовать общие  средства для рекапитализации испанских банков.

Это конечно может повлиять на ее электоральную поддержку. Тем не менее, такие риски включают возможность быстрого вознаграждения. Как только приверженность Германии к большей интеграции станет очевидной, ЕЦБ будет иметь пространство для более решительных действий, таких как, покупка большего количества государственных облигаций и предоставление большей  поддержки банкам. По мере того, как страх перед неопределенностью спадет, порочный круг станет кругом добродетели, восстанавливая доверие инвесторов.

Мировая экономика по-прежнему будет сталкиваться с неумением руководителей быстро и качественно отвечать на запросы времени в других местах, также как и со слабостью роста. Однако это было бы огромным шагом назад от края бездны. Г-жа Меркель, все  в ваших руках.